Статьи

Негабаритные грузы

Негабарит — это «народное» название, которому в российском законодательстве соответствует термин «тяжеловесный и/или крупногабаритный груз» (КТГ). Любой автомобильный транспорт (как с грузом, так и без него), весогабаритные характеристики которого превышают нормы, установленными официальными правилами перевозки, относится к категории тяжеловесного и (или) крупногабаритного. Дальнейшая эксплуатация такой машины на дорогах общего пользования России возможна только при наличии особого разрешения.

Если говорить другими словами, то негабаритный груз — тот, который нельзя поместить в стандартный транспорт.

Виды негабаритных грузов

К грузам такого типа, как правило, относят специальную технику, строительные конструкции и различного вида оборудование, в том числе:

  • резервуары и емкости;
  • военную технику;
  • трактора, сеялки, комбайны;
  • строительную и дорожную спецтехнику;
  • катера и яхты;
  • башенные и мостовые краны;
  • бытовки и модульные здания;
  • буровые установки;
  • газовые турбины и др.

Нормативы

Итак, каковы же нормы, превышение которых требует оформления разрешения на транспортировку грузов?

Например, владельцу автопоезда (полуприцеп и тягач) с пятью или более осями, передвигающегося по дорогам общего пользования, уже требуется разрешение на негабарит, если хотя бы один из весогабаритных параметров превосходит следующие показатели:

  • ширина — 2,55 м (для рефрижераторов — 2,60 м);
  • длина — 20 м;
  • высота — 4 м;
  • нагрузка на одну ось — 7 т (подробнее об этом параметре см. ниже);
  • общая масса — 40 т (иногда меньше, см. ниже).

Таким образом, если на двадцатиметровой сцепке выступила балка более чем на 10 см, груз признается негабаритным. Аналогично законодателем оцениваются конструктивные элементы транспорта. Например, если выхлопная труба выступает более чем на 10 см, чем в указанных нормах, то вам в любом случае потребуется получить специальное разрешение.

Если с габаритами особых проблем обычно не возникает, то с максимально допустимой массой и осевыми нагрузками необходимо разобраться чуть подробнее. Если у вашего автопоезда четыре оси, то норматив общей массы автомобиля с грузом для него составит 36 тонн. Для трехосного транспорта (1 ось полуприцепа + 2 оси тягача) установленной нормой является значение 28 тонн.

Осевые нагрузки

Если ваши осевые нагрузки меньше значения 7 тонн на ось, то в большинстве случаев волноваться не стоит: на весовом контроле проблем не возникнет. Исключением являются нестандартные полуприцепы, у которых расстояние между осями составляет менее 1 метра. Для такого транспорта предусмотрены периоды временных ограничений, а норматив устанавливается на отметке 6 тонн на ось.

Если осевые нагрузки в вашем автопоезде более 7 тонн на ось, то необходимо учитывать такие параметры, как межосевое расстояние и наличие пневмоподвески. Законодательство устанавливает следующие нормативы для автомобилей с различным межосевым расстоянием:

  • менее 1 м — 6 тонн на ось;
  • от 1 до 1,30 м — 7 тонн;
  • от 1,30 до 1,35 м — 7 тонн, а при предоставлении в Управтодор документов, подтверждающих наличие пневмоподвески и четырех колес на оси, норматив увеличивается до 7,5 тонн.
  • от 1,35 до 1,65 м — 8 тонн;
  • от 1,65 до 2 м — 9 тонн;
  • от 2 м — 10 тонн.

Рассмотрим приведенное изображение. Пятая и четвертая оси, не оборудованные пневмоподвеской, могут нагружаться лишь до 7 т. Межосевое расстояние третьей оси — 1,36 м, поэтому на нее, согласно установленным правилам, можно грузить до 8 т. Вторая ось одиночная, и расстояние до ближайшей оси в ней более 2 м. Это означает, что на нее можно грузить до 10 тонн. Заметьте, что передняя ось такая же, однако на практике 10 тонн на нее записывать нельзя, так как при этом будет превышена масса самого тягача — ни один Управтодор не пропустит подобную нагрузку. Обычно на первую ось грузят до 8 тонн.